Предвыборная страда — такое время, когда власть и бизнес как никогда чувствуют, что они нуждаются друг в друге. Ведь в распоряжении каждого из них есть нечто, чем можно помочь друг другу. В руках власти — всевозможные разрешительные механизмы, а кое-где даже имущество территориальной общины. Это кажется удивительным, но даже в постчерновецком Киеве кое-что да осталось. У бизнеса есть деньги, которые приумножают власть. Ведь за чьи-то средства нужно избираться! Тому же Кличко, который — в чем вряд ли кто сомневается — за всю спортивную карьеру не набоксировал столько, сколько обходится избирательная кампания. Таким образом, одной из главных задач команды «Удара» в Киеве является фаундрайзинг, который достигается разными способами: торговлей депутатскими местами, раздачей лицензий, приватизацией. С другой стороны, избранные денежные мешки, продлевая пребывание при власти своего покровителя, очень хорошо знают, кто лично является гарантом ихнего благополучия. Таким образом у нас и создается основанный на взаимовыручке бизнесово-властная группировка, которая полностью узурпирует власть, не хуже, чем в Колумбии. В последнее время, когда фактором городской жизни стали охраняющие этот клан титушки, схожесть стала абсолютной.
Надо сказать, что, конечно, таких групп у нас есть несколько, это, так сказать, «клубы по интересам». Есть мафия земельно-строительная. Есть — жилищно-комунальная и тарифная. Есть — образовательная и медицинская. Мы же сейчас исследуем, как действует мафия фармацевтическая.
Например, как нам всем известно, в Киеве существует фармацевтическая фирма «Дарница», наблюдательный совет которой возглавляет Владимир Загорий, включенный два года назад «Фокусом» в список 200 самых богатых людей Украины с состоянием в $101,4 млн. Нет, он, конечно, сам нигде не светится, как настоящий фармацевт, да еще и завкафедрой, знает, что все дела нужно проварачивать в перчатках — и к тебе ничего не прилипнет, и отпечатков не останется. Такой вот собственно «перчаткой» (уж не будем прибегать к некультурному сравнению с презервативом) служит его сын, Глеб. Глеб Загорий — это как бы легальное крыло бизнеса этой семьи. Блестящий мужчина в полном расцвте сил (1971 года рождения), он числился председателем правления ЗАО «Дарница», а с ноября 2014 года работает народным депутатом Верховной Рады Украины VIII созыва. Неформально — теневой спонсор предвыборных кампаний Третьякова и Кличко. Что нужно политикам, понятно: им нужно бесконечно продлевать свое пребывание при власти. Что нужно Глебу Загорию, амбициозно: он хочет стать монополистом на фармацевтическом рынке Украины. Этого, конечно, можно было бы достичь, например, сделав свое предприятие более современным и конкурентоспособным, но Глеб Владимирович мыслит иначе. Для него намного дешевле банально задействовать админресурс, с которым в Украине можно зажать конкурентов и закрыть им выход на рынок. Причем все это можно сделать фактически руками киевского городского головы. А городскому голове ведь деньги на выборы нужны? Нужны. А его старшему партнеру голос депутата от родного блока на голосовании за изменения в конституцию нужен? Да еще как! Вот и бомбардируют несчастного городского голову хуками да апперкотами и сверху, и снизу. С такого ринга вообще он бы с удовольствием сбежал, да «ударовская» команда не пускает.
Мы уж не знаем всех деталей сложных договоренностей между нашими героями, как там поется в песне, «знает только ночь глубокая, как поладили они». Но тут не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы по косвенным признакам заметить просто настоящее рейдерство, которым отмечена предвыборная кампания на рынке лекарств. Для посвященных людей то, что происходит называется одним емким словом — беспредел. Попробуем сейчас описать происходящее для людей не посвященных в специфику торговли лекарствами в стране.
Итак, прежде, чем попасть на аптечные полки, каждый препарат должен получить экспертное заключение Государственного экспертного центра (ГЭЦ), на основании которого позже Гослекслужба выдает разрешение на регистрацию препарата и вносит его в Государственный реестр лексредств (отметку об этом во вкладышах ко всевозможным пилюлям видели, наверное, все). Логика в этом, конечно, есть — лекарства вещь тонкая, фальсификат или контрафакт может (и так бывает!) оказаться смертельным. С этим вряд ли кто-то будет спорить. Но это положение по сути своей — палка о двух, а то и трех концах! Человек, поставленный во главе ГЭЦ обладает огромной властью на рынке. Ведь от него зависит, продукция каких производителей попадет на рынок, а какая будет завернута. Более того: этому человеку будут доступны коммерческие тайны, ноу-хау, данные от инновационных препаратах и их испытаниях, словом, все то, что составляет коммерческую тайну. То есть, в принципе и охраняться все это лекарственное священодейство, по идее, должно так же, как судебная совещательная комната, как тайна исповеди, как информация о передвижении войск, не выкладывать которую в интернет нас все время призывают чиновники Минобороны. До этого времени независимость и незаангажированность ГЭЦ гарантировалась тем, что эксперты существовали отдельно, а фармацевты отдельно. С раскруткой избирательной компании что-то пошло не так.
14 августа Министерство здравоохранения подводило итоги очередного конкурса на замещение должности гендиректора госпредприятия “Государственный экспертный центр Минздрава Украины”. Мы приводим список участников с их должностями исключительно для того, чтобы читатель мог представить, из какого круга люди у нас до этого времени традиционно занимались экспертизой:
— и.о. гендиректора ГЭЦ Татьяна Талаева;
— директор департамента рациональной фармакотерапии и сопровождения государственной формулярной системы ГЭЦМУ Татьяна Думенко;
— экс-заместитель гендиректора ГЭЦ Татьяна Будникова;
— директор госпредприятия “Украинский медицинский центр сертификации” Юрий Козодой;
— председатель правления Союза потребителей медуслуг, лексредств и изделий медназначения Владислав Онищенко;
— экс-начальник департамента регуляторной политики в сфере оборота лексредств и продукции Минздрава Валерий Стецив;
— представитель общественной организации “Украинское общество гигиены и дезинфекции” Елена Недригайло.
То есть, как видим, каждый из кандидатов был достаточно отдален от производителей, и мог рассматриваться в качестве независимого арбитра. Как вы поняли, ни один из этих людей не победил на конкурсе. Новым директором ГЭЦ становится Иван Бавыкин, человек неоднозначной судьбы и странной профессии. Он не эксперт, он… бывший помощник народного депутата от Блока Петра Порошенко Глеба Загория. Того самого, директора фирмы “Дарница”. Как говорится, “пчелы против меда”. Вы, когда спрашиваете в магазине “а колбаса у вас свежая?” хоть в глубине души рассчитываете на то, что продавец вам ответит “нет, отвратительная, гнилая, протухшая, не берите”? А вы можете представить себе, как представитель директора “Дарницы” будет на экспертном совете заворачивать некачественную продукция своего же работодателя? Я — нет. Вот в то, что он сделает все для того, чтобы на рынок не попала более дешевая или качественная продукция конкурентов (особенно на фоне инициативы министра Квиташвили упразднить институт тендеров и передать права закупки международным независимым компаниям), верится намного больше. А ведь речь идет о лекарствах, а не о колбасе.
Вполне логично на этом месте услышать вопрос, а при чем же здесь Виталий Кличко? Да при том, что назначение Иван Бавыкина необходимо согласовать с местными властями. В данном случае — с мэром Киева Виталием Кличко. В Минздраве сообщили, что направили городскому голове Киева соответствующее письмо. И Кличко игнорирует протесты “Центра противодействия коррупции” и “Пациентов Украины”, продвигая нашего героя. Что теперь будет с рынком лекарств — сказать трудно, но точно, что ничего хорошего. Что ж, нам не привыкать выбирать между плохим и очень плохим.
Монопольный контроль за экспертизами, со временем приведет и к монопольному контролю над предприятиями, не даром же интересы Глеба Загория простираются значительно дальше своего человека на руководстве ГЭЦ. Ведь контролируя рынок, можно влиять на конкурентов, кого-то и просто придавить, обанкротить, закрыть. До этого правда, еще не дошло, ведь в городе есть еще много фармпредприятий, которые находятся в собственности территориальной громады. Имея “своего” мэра их можно попросту отжать.
Да, конечно, в официальных отчетах лакомый кусок — 29,9% акций Борщаговского ХФЗ, купленые за 171,44 млн. грн. фирмой ООО ФК «Куб»,формально отобрал у киевлян не Загорий, и уж, конечно, не Бавыкин. В газетах, контролируемых кланом мэра-боксера, этот грабеж киевлян средь бела дня даже не постеснялись назвать “инвестициями”. Хотя по сути своей компания “Куб” — такая же “независимая”, как и новопризначенный глава ГЭЦ. “Куб” — это “зиц-торговец”, который должен формально на торгах демонстрировать отсутствие конфликта интересов. Однако, почему-то сразу после аукциона в реестре акционеров оказался не эфемерный “Куб” (возглавляемый, к тому же, другом детства Загория неким Игорем Мазепой),а та самая пресловутая фармацевтическая фирма “Дарница”, прихватизировавшая акции киевлян по процедуре покупки через торговца.
Это, конечно, шикарный образец приватизации, вполне в духе пресловутых 90-х годов. Ведь речь идет о предприятии, 29,9% акций которого в 2012 году оценивалось в 338 808 млн. гривень. Как, интересно, можно было объяснить киевлянам, зачем вообще нужно было резать эту курицу, несущую золотые яйца. “Деньги, полученные Киевом, власти обещают потратить на реализацию социальных программ. В том числе и на финансирование школ, детских садов, а также поддержки социально незащищенных киевлян”, – с непосредственностью пресловутого голубого воришки Альхена говорил газете “Сегодня” зампредседателя Киевской городской государственной администрации Михаил Радуцкий. Эти пресловутые детские сады в Киеве — настоящая черная дыра, в них из года в год вбухивают несчетные миллиарды, причем на благополучии детсадов это не сказывается никоим образом. И вот еще чего не хочет объяснить чиновник: почему нельзя было проводить конкурс прозрачным, почему нельзя было сделать адекватную оценку актива, стоимость которого, по некоторым данным, могла зашкалить и за полмиллиарда? Ведь тогда бы старикам и детям свалилось бы больше?
Хотя какие-там дети. Дети — это для Юрия Деточкина. А у нас тут выборы на носу, где кое-кто хочет монополизировать власть над горсоветом с такой же алчностью, как и кое-кто другой хочет прибрать весь рынок медикаментов Киева и в перспективе Украины.