Сайт орд Україна с Агентство OMEGA начинает публикацию переведенного на русский язык текста Отчета Следственной парламентской комиссии по факту продажи оружия Вооруженных Сил. ОТЧЕТ Парламентской комиссии по расследованию сделки по продаже вооружения из арсенала Вооруженных Сил Парламентская комиссия по расследованию сделки по продаже вооружения Национальной армии была образована Постановлением парламента № 204, от 20.10.2011, вследствие повышенного внимания общественности к факту экспорта молдавского вооружения при вызывающих подозрения обстоятельствах. Следственная комиссия была создана после того, как гражданское общество узнало о транспортном самолете Ил-76 ТД, бортовой номер ЕК 76599, приземлившемся в Аэропорту Кишинева (12 сентября), затем в Аэропорту Мэркулешты (13 сентября) для транспортировки вооружения из арсенала Вооруженных Сил в Армению. Задача комиссии заключалась в проведении расследования по делу об экспорте вооружения Министерством обороны на основании договоров, заключенных и подписанных Министерством 5 июля 2011 г. и 23 августа 2011 г. В результате изучения материалов, накопленных по данному делу, установлено следующее: Партия вооружения, указанная в договорах № 1/2011, от 5 июля 2011 г., и 2/2011, от 23 августа 2011 г., была поставлена через одну и ту же компанию, которая и заключила соответствующие договоры с Министерством обороны Республики Молдова. Соответствующей компанией является латвийская фирма «Latspeceksports» SIA. Договор от 05 июля 2011 г. содержал спецификации вооружения, которое в результате договоренности должно было попасть как в Украину, так и в Армению. Договор от 23 августа 2011 г. содержал спецификации, предназначенные лишь Республике Армения. По данным, представленным Министерством обороны, к моменту создания комиссии по расследованию, из Молдовы было экспортировано вооружение, указанное в этих договорах, общей массой (согласно экспортным авторизациям на стратегические товары и подтверждению от армянской стороны) – 50 186 кг. К моменту образования комиссии по расследованию вооружение, предназначенное получателю в Украине, не покинуло территории Молдовы, тогда как боеприпасы, предназначенные Армении, были перевезены транспортным самолетом Ил-76 ТД армянской авиакомпании AYK AVIA, прибывшим из Бенгази (Ливия), который взлетел с соответствующим товаром 13.09.2011 из Аэропорта Мэркулешты. По данным, представленным Службой информации и безопасности, этот же самолет вернулся в Молдову (в Мэркулешты) 14.09.2011 для транспортировки второй части груза, однако в связи с тем, что власти Молдовы инициировали проведение дополнительной проверки сделки, самолет покинул воздушное пространство Республики Молдова 16.09.2011, не взяв на борт запланированную часть товара. II В результате рассмотрения документов, представленных Комиссии по расследованию, касающихся оплаты аэропортовых сборов за указанное судно, было установлено, что сборы оплачены наличными командиром авиасудна Грединым. Так, за стоянку самолета в Кишиневе уплачено $905, $1759, а также 396 евро. За стоянку самолета в Мэркулештах в бухгалтерию Международного аэропорта Маркулешты уплачено $1232. Согласно документам, представленным Министерством обороны, история упомянутых договоров начинается 14.02.2011 и 02.03.2011, когда латвийская компания «Latspeceksports» SIA обратилась в Министерство обороны Республики Молдова по поводу приобретения некоторых активов Национальной армии. Министерство обороны, а также председатель Правительственной комиссии по продаже активов Вооруженных сил вице-премьер В.Лазэр посчитали, что посредник представил сертификаты конечного пользователя, необходимые в случаях экспорта вооружения, в которых указывались конечные пользователи – предприятия из Украины и Министерство обороны Армении. Следственная Комиссия установила, что сертификаты конечных пользователей вооружения, законтрактированного предприятию из Украины, действительно выданы компании «Latspeceksports» SIA. Вместе с тем документы, представленные Следственной Комиссии, указывают, что Сертификат конечного пользователя вооружения, предназначенного Армении, выдан не на латвийскую компанию «Latspeceksports»SIA, с которой у Министерства обороны Республики Молдова были договорные обязательства, а на оффшорную компанию MOSSTON ENGINEERING LTD (Сейшельские острова). III В тот же период с предложениями о закупке ряда активов Национальной армии обратились болгарская компания «EMCO» EOOD, а также две украинские компании – S.A. Holding «Укрспецтехника» и «Укрспецэкспорт». Позднее поступила информация со стороны украинских спецслужб о том, что данные компании не авторизованы для осуществления экспорта подобного вооружения. В начале марта 2011 года Министерство обороны обратилось с запросами к Министерству иностранных дел и европейской интеграции и в Службу информации и безопасности относительно репутации компаний, желающих провести переговоры по закупке активов Национальной армии. 07.04.2011 Министерство иностранных дел и европейской интеграции сообщило в Генеральный штаб Национальной армии об отсутствии замечаний как в отношении латвийской компании «Latspeceksports» SIA, так и в отношении болгарской компании «EMCO»EOOD. В отношении болгарской компании «EMCO» EOOD Служба информации и безопасности 18.03.2011 сообщила в Генеральный штаб Национальной армии о том, что, по результатам предварительных проверок, она была обозначена в международном плане как потенциальный незаконный экспортер вооружения и военной техники в страны повышенного риска, и по отношению к ней были применены санкции ООН по ограничению данного вида торговли. В этом же ответе, подписанном заместителем директора Валентином Дедю, Служба информации и безопасности рекомендует обусловить взаимоотношения с болгарской компанией «EMCO» EOODстрогим соблюдением положений действующего законодательства и международных соглашений, участницей которых является Республика Молдова, и обязалась предоставить дополнительную информацию в случае поступления дополнительных сведений. В ходе заслушивания, министр обороны заявил, что официальный ответ со стороны СИБ был воспринят, как негативный отзыв, что повлекло за собой разрыв всех взаимоотношений с одним из претендентов на данную партию – представителями болгарской компании. В то же время, как заявил в ходе слушаний г-н В. Дедю, ответ СИБ относительно компании «EMCO» EOOD не может восприниматься в качестве негативного отзыва. IV 12.05.2011 Служба информации и безопасности в лице начальника Управления военной контразведки Олега Панциру сообщила командованию по тылу Национальной армии, что не располагает компрометирующей информацией в отношении латвийской компании «Latspeceksports» SIA. 04.05.2011 – в разгар процесса переговоров с латвийской компанией «Latspeceksports» SIA, Служба информации и безопасности получила от спецслужб Болгарии ответ, согласно которому болгарская компания «EMCO» LTD является одним из главных экспортеров специальной продукции в Болгарии и до указанного времени не было установлено достоверных данных относительно неавторизированной деятельности в области внешней торговли оружием. 16.05.2011 Служба информации и безопасности в лице директора Георге Михая сообщила министру обороны Виталию Маринуца, что в соответствии с законодательством Болгарии, болгарская компания «EMCO» LTD лицензирована в качестве экспортера оружия, обладая полной лицензией на право экспорта, импорта и передачи вооружения (№ лицензии L-15.1.19/24.02.2009, действительной до 24.02.2012). Тем не менее, 12.05.2011 – через семь дней после получения ответа из Болгарии и за четыре дня до того, как поступил упомянутый ответ из СИБ в адрес Минобороны Молдовы – Постоянная комиссия по определению цен на излишки материалов, предназначенных для продажи, образованная приказом министра обороны № 145 от 04.05.2011, имея на руках ответ Службы информации и безопасности от 18.03.2011 относительно санкций ООН в отношении болгарской компании «EMCO» LTD, приняла решение об инициировании процедуры продажи товаров, запрошенных латвийской компанией «Latspeceksports» SIA из активов Национальной армии. V Позднее, 24.06.2011, когда Министерство обороны уже обладало ответом Службы информации и безопасности от 16.05.2011 относительно доверия к болгарской компании «EMCO», Правительственная комиссия по продаже активов Национальной армии, образованная Постановлением правительства №61, от 24.01.2002, приняла решение, разрешить переговоры и заключение договора на продажу военных активов между Министерством обороны Республики Молдова и компанией «Latspeceksports» SIA. В приложении, утвержденном Правительственной комиссией под председательством вице-премьера, министра экономики г-на Валерия Лазэра, возникает дополнительный пункт (Контрольно-проверочная машина КПМ 9В868 комплекса ШТУРМ-С, стоимостью 113750 леев за единицу) – в отличие от приложения, принятого департаментской комиссией. Таким образом, было принято решение об инициировании переговоров и заключении договора с единственным покупателем, без организации конкурса на продажу активов Вооруженных сил. Данное решение было принято в отсутствие какого-либо решения правительства о продаже активов путем прямых переговоров с потенциальными покупателями, без проведения конкурсов на продажу, как это предусмотрено п.4.1 Регламента о порядке продажи военной техники, вооружения и иных военных технических средств, которыми располагают Вооруженные силы Республики Молдова, принятого Постановлением парламента №283, от 17.02.1999. В этом же Постановлении №283 исчерпывающе оговорено, что Правительственная комиссия рассматривает предложения коллегий министерств и соответствующих центральных административных властей, касающиеся продажи активов, и представляет правительству свои рекомендации (п.3.10), а Правительство в ходе заседания утверждает предложения Правительственной комиссии и направляет их парламенту (п.3.11). В парламенте предложения правительства о продаже активов Вооруженных сил рассматриваются комиссией по национальной безопасности, обороне и правопорядку (п.3.12), и в итоге парламент рассматривает предложения правительства, после заслушивания в рамках закрытого заседания докладов Правительственной комиссии и парламентской комиссии по национальной безопасности, обороне и правопорядку, и утверждает представленные списки (п.3.13). VI15.12.2011 в письме Службы информации и безопасности №6/2270 заместитель директора Валентин Дедю сообщает парламентской Следственной комиссии по расследованию сделки по продаже вооружения Национальной армии тот факт, что в ходе двусторонней встречи с коллегами из Латвии, не представляя каких-либо документов, спецслужбы Латвийской Республики предоставили следующую информацию: «Для осуществления операций по продаже или транзиту особых товаров, в частности тех, что относятся к вооружению или к продукции двойного назначения, необходимые отдельные авторизации. В момент ведения переговоров и подписания договоров с Министерством обороны Республики Молдова компания «Latspeceksports» SIA не обладала подобными разрешениями. В частности, отсутствовала лицензия на посредничество в сделке с вооружением, предназначенным Республике Армения (в сертификате конечного пользователя в качестве посредника фигурирует компания MOSSTONENGINEERING LTD). Затребование соответствующего документа для Украины было инициировано после заключения договора с молдавской стороной; Несоблюдение процедуры получения указанных лицензий послужило основанием для Полиции Безопасности Министерства внутренних дел Латвийской Республики для инициирования уголовного дела по факту нарушения статей Уголовного кодекса в связи с незаконной торговлей стратегическими товарами, и в связи с нарушением соответствующих запретов ОБСЕ. Фигурантом по данному делу является директор компании «Latspeceksports» SIA Иво Антонс; Также было установлено нарушение латвийского законодательства в том, что на этапе переговоров и подписания договоров с Министерством обороны Республики Молдова участие в этом принимали, в том числе лица, не являющиеся сотрудниками компании «Latspeceksports» SIA – незаконно уполномоченные доверенностью, выданной Иво Антонсом, подписывать документы, связанные с торговлей или транзитом данной категории продукции». VII Следует отметить и то, что 15.09.2011 по факту продажи соответствующего вооружения Генеральной прокуратурой в лице начальника отдела расследований и правонарушений в Вооруженных силах Иона Дедю, инициировано проведение проверки соблюдения законодательства при продаже активов Национальной армии. Генеральная прокуратура представила Следственной комиссии Ноту по данному вопросу, от 30.09.2011, исполнителем которой является прокурор Ион Дедю, в заключении которой содержится следующий вывод: «С юридической точки зрения сделка является законной, а с экономической – успешной». В ходе заслушивания на заседании Следственной комиссии, прокурор И. Дедю заявил, что свои выводы сформулировал «на основании материалов, представленных прокуратуре». Вместе с тем, по словам прокурора, он не видел второго письма от СИБ, касающегося отсутствия замечаний по отношению к болгарской компании. Так, в протоколе закреплено единогласное решение соответствующей комиссии, в том числе, в присутствии г-на А. Попова, о разрешении Министерству обороны экспортировать в Украину и Республику Армения военную технику, противотанковые ракеты и неуправляемые реактивные ракеты при посредничестве латвийской компании «Latspeceksports» SIA. Более того, 06.09.2011 эта же комиссия, также в присутствии г-на А. Попова (как следует из протокола), созывалась специально, чтобы принять решение о выдаче авторизации на экспорт вооружения, в том числе в Республику Армения. В результате, члены комиссии приняли единогласно решение, «разрешить Министерству обороны экспортировать в Республику Армения 9 единиц пусковых установок для управляемых противотанковых ракет и 1017 управляемых противотанковых ракет, при посредничестве компании «Latspeceksports» SIA из Республики Латвия, в соответствии с заключенным договором». Из протоколов, представленных Комиссии по расследованию председателем Межведомственной комиссии, ясно следует, что во время упомянутых двух заседаний никто из членов Межведомственной комиссии не высказал каких-либо возражений по поводу экспорта боеприпасов в Республику Армения. IX Позднее, после создания Следственной комиссии, МИДЕИ представило Комиссии официальные документы, согласно которым латвийские власти подтвердили послу Молдовы в Риге, что «Национальный комитет, ответственный за оборот стратегических товаров не выдавал латвийским компаниям лицензии, которые позволяли бы им транзит военного имущества через или из Республики Молдова». Относительно Лицензии №13, на которую сослалось Министерство обороны Молдовы при заключении договора с латвийской компанией, официальные представители Латвии известили по дипломатическим каналам молдавские власти, что «Latspeceksports» SIA действительно обладает такой Генеральной лицензией, выданной в законном порядке латвийским Министерством обороны. Однако, как заявили латвийские официальные представители, данная лицензия «обладает ограниченным действием, то есть, позволяет хозяйствующему субъекту осуществлять операции по купле-продаже оружия и специальных материалов на территории Латвии, а также приобретать такого рода военный товар на всей территории ЕС для импорта только в Латвию. Так, в Акте приема-передачи подтверждается получение ракет С-8 КОМ в количестве 1344 единиц, тогда как Министерство обороны Республики Армения не подтвердило их получение. В связи с этим, министр обороны г-н Виталий Маринуца заявил, что соответствующие единицы товара не покинули территорию Республиaки Молдова и находятся на складах Министерства обороны. Комиссия обратила внимание на порядок засекречивания материалов, касающихся данной сделки, отнесенных к категории «Конфиденциальных», в то время как Список активов Национальной армии, предложенных к продаже, утвержденный Постановлением парламента №458, от 30.072011, со всеми последующими изменениями, является публичным. Установлено, что бóльшая часть корреспонденции велась по факсу и по электронной почте, в оригинале фигурировали лишь несколько документов. Комиссия обращает внимание парламента на тот факт, что вопреки требованию Следственной комиссии приостановить исполнение указанных договоров до завершения расследования, секретарь Высшего совета безопасности г-н Юрий Рикичински направил Главнокомандующему ВС ноту, в которой настаивает на продолжении поставки вооружения по договорам, заключенным с латвийской компанией. На основании данной ноты, и.о. президента г-н Мариан Лупу разрешил продолжить поставку вооружения. Из материалов, поступивших в адрес Следственной комиссии и выводов, сделанных в ходе заслушиваний, следует, что при продаже партии вооружения из арсенала Национальной армии, в результате прямых переговоров с единственным покупателем без проведения конкурса на продажу, были нарушены положения Регламента о порядке продажи военной техники, вооружения и иных военно-технических средств, которыми располагают Вооруженные силы Республики Молдова, утвержденного Постановлением парламента №283, от 17.02.1999. XIII Приложенные к делу материалы указывают на то, что переговоры и заключение соответствующей сделки с латвийской компанией «Latspeceksports» SIA осуществлялись на основании предварительного ответа Службы информации и безопасности от 18.03.2011, в котором говорилось о санкциях ООН по отношению к болгарской компании «EMCO» LTD, тогда как заключительный ответ Службы информации и безопасности от 16.05.2011 относительно степени доверия к болгарской компании «EMCO» LTD, не был принят во внимание Правительственной комиссией по продаже активов Вооруженных сил. При этом, в отсутствие решения правительства о продаже определенных активов путем прямых переговоров с потенциальными покупателями не был организован конкурс на продажу активов Вооруженных сил. Лица, ответственные за подписание договоров, не смогли ответить, на каком основании были заключены договоры на поставку вооружения Министерству обороны Республики Армения при посредничестве латвийской компании «Latspeceksports» SIA, в то время, как в сертификате конечного пользователя, подписанном заместителем министра обороны Республики Армения, в качестве посредника фигурирует компания MOSSTON ENGINEERING LTD, а не латвийская компания. Также установлено, что подпись официального армянского представителя была подтверждена первым секретарем Посольства Республики Беларусь в Армении г-ном Горелико Валерием С. Для проведения расследования по указанным вопросам, а также по вопросам, вытекающим из них, Комиссия предлагает направить материалы по данному делу в Генеральную прокуратуру для установления и привлечения к ответственности виновных лиц. Кроме того, Следственная комиссия предлагает направить настоящий отчет Президенту Республики Молдова и премьер-министру для изучения и принятия требуемых мер с учетом того обстоятельства, что согласно Регламенту Правительственной комиссии по продаже активов Вооруженных сил, «председатель комиссии несет личную ответственность за выполнение комиссией ее полномочий, руководит деятельностью комиссии». XIV В результате проведенной работы Следственная комиссия пришла к следующим выводам: 1. Правительственная комиссия по продаже активов Вооруженных сил разрешила заключение договоров на поставку вооружения латвийской компании «Latspeceksports» SIA в отсутствие какого-либо конкурса, а также решения со стороны правительства о проведении прямых переговоров с потенциальным покупателем; 2. Правительственная комиссия по продаже активов Вооруженных сил (председатель В. Лазэр), министр обороны В. Маринуца допустили заключение договоров с латвийской компанией «Latspeceksports» SIA при отсутствии у нее необходимых документов, необходимых для подобных сделок; 3. Правительственная комиссия по продаже активов Вооруженных сил (председатель В. Лазэр) допустила экспорт боеприпасов хозяйствующему субъекту, не обладающему всеми необходимыми сертификатами конечного пользователя, выданными для соответствующего хозяйствующего субъекта; 4. Министерство обороны (министр В. Маринуца) допустило инициирование переговоров, за которыми последовало инспектирование вооружения Национальной армии, с неавторизированными лицами, на основании неполного пакета документов, представленными соответствующими лицами; 5. Представитель Министерства иностранных дел и европейской интеграции (зам.министра А. Попов) проявил халатность в качестве члена Правительственной комиссии по продаже активов Вооруженных сил, что привело к нанесению ущерба имиджу Республики Молдова в международном плане; 6. Служба информации и безопасности (и.о. директора В. Дедю) допустила поверхностное изучение всего пакета документов, относящихся к продаже соответствующей партии вооружения, что привело к угрозе для национальной безопасности Республики Молдова; 7. Служба информации и безопасности (и.о. директора В. Дедю) продемонстрировала неадекватную информированность о репутации зарубежных претендентов на активы Вооруженных сил, а информация, представленная СИБ, подписанная В. Дедю, благоприятствовала латвийской компании «Latspeceksports» SIA; 8. Секретарь Высшего совета безопасности (г-н Юрий Рикичински) настоял перед и.о. президента Республики Молдовы на разрешении Министерству обороны продолжить исполнение договорных обязательств перед компанией «Latspeceksports» SIA, вопреки требованию Следственной комиссии о приостановлении исполнения указанных договоров до завершения расследования. Отчет принят единогласно всеми членами Следственной комиссии парламента.