Как ПАО «АТО» превратилось в ЗАО «УКРОП»
03.09.2015 09:45
cО том, какие ценности несет в себе новая политическая сила можно судить по рейдерскому беспределу, достигшего своего пика в конце 2014 года. Под лозунгами патриотизма нынешний лидер УКРОПа и экс-заместитель Коломойского Геннадий Корбан при помощи вооруженных боевиков «отжимал» бизнес у мнимых «сторонников Януковича» и простых предпринимателей. Награбленное обещали отдать на нужды армии и даже основать ПАО «АТО» для поддержки раненых солдат. Спустя год никакого ПАО не существует, раненых лечат за счет государства и волонтеров. Партия же УКРОП не только отличилась раздачей гречки в Чернигове, но и самыми большими тратами на наружную рекламу по всей Украине. Несмотря на это, в собственной вотчине, Днепропетровске, «укроповцы» по рейтингам продолжает проигрывать «Оппозиционному блоку».
Как все начиналось
В марте 2014 года Днепропетровская область получила нового губернатора – Игоря Коломойского, вместе со своей «гвардией» наделенного полным карт-бланшем со стороны центральной власти в обмен на безжалостное подавление сепаратизма в области.
С началом АТО в регионе были сформированы добровольческие батальоны, которых впоследствии назовут «частной армией Коломойского». Среди спонсоров добровольцев были не только Коломойский, но и бизнесмены, связанные с его верными мощниками – Геннадием Корбаном и Борисом Филатовым. Например, владелец KSG Agro Сергей Касьянов, глава «Днепропетровского стрелочного завода» Загид Краснов, руководитель нескольких охранный фирм Михаил Кошляк и другие. Логично, что бизнесмены, которые якобы «вложились» в оборону страны, будут требовать что-то взамен.
И действительно «потребовали». С осени 2014 года страну охватила волна рейдерских захватов при участии вооруженных боевиков. Так, 22 сентября 2014 года произошел силовой захват принадлежащего Фирташу Вольногорского ГМК группой вооруженных лиц, которые сопровождались чиновниками Днепропетровской облгосадминистрации. Спустя два дня захватили бизнес-центр на улице Советской в Днепропетровске.
13 октября о рейдерском захвате заявляет кредитующаяся в ЕБРР компания “Интерлизинвест” (Днепродзержинск), а 18 октября – принадлежащий Ринату Ахметову комбинат Запорожсталь.
Далее рейдеры прошлись уже по неподконтрольным СМИ: 24 октября состоялась попытка захвата частот днепропетровского 34 канала и ТРК “Рудана” в Кривом Роге
В ноябре рейдеры решили разнообразить захватываемый бизнес: от агрофирмы «Чумаки» в Днепропетровской области до попытки захвата Одесского НПЗ.
18 декабря неизвестные проникли в офис компании “Метинвест” в Кривом Роге. Очевидно, что главной целью «эффективной команды» Корбана-Коломойского были предприятия группы СКМ, но именно об активы Рината Ахметова рейдеры сломали зубы. Предприятия других бизнесменов либо прекратили работу, либо в судах отстаивают свое законное право на собственность.
Стоит отметить, что не все рейдерские захваты были осуществлены в интересах группы «Приват». Захваты средних и мелких предприятий, таких как «Чумаки», «Ремавтоматика», а также бизнес-центры Днепропетровска захватывали люди, которые входят во вторую когорту днепропетровских бизнесменов. Но одно можно сказать наверняка – все это происходило с ведома заместителя Коломойского и главного «специалиста» по корпоративным конфликтам в Украине Геннадия Корбана.
ПАО «АТО» и другие души прекрасные порывы
В конце 2014 года на фоне ухудшения отношений с новым президентом Петром Порошенко стало ясно, что Коломойский в губернаторском кресле долго не просидит. Тогда остроумная днепропетровская команда придумала оправдание охватившему в стране рейдерскому безумию. Оказывается, отжим частного имущества – это такой вид патриотизма. Жестокого и беспощадного.
После публичной и получившей широкую огласку в СМИ рейдерского захвата сельхозпредприятия «Чумаки» в социальной сети Facebook на странице некоего Олега Геннадиевича Наброка, фото профиля которого как две капли воды схоже с Геннадием Корбаном, появился пост с чистосердечным признанием в том, что именно он является рейдером агрофирмы «Чумаки». И можно было бы списать этот пост на чей-то розыгрыш, да вот только другой экс-замгубернатора Днепропетровщины Филатов на своем аккаунте сразу поздравил коллегу и друга с успешной операцией.
Отжим агрофирмы «Наброк» объяснил, тем, что «Чумаки» принадлежат сбежавшему из страны экс-главе «Минздоха» Александру Клименко. И пообещал организовать из успешного колхоза ПАО «АТО» для помощи пострадавшим в ходе военных действий на Донбассе.
Что мешало ранее Корбану сделать такое предприятие из какой-либо своей фирмы – большой вопрос.
По факту, спустя год никакого ПАО «АТО» не зарегистрировано. А под лозунгом добрых дел «Чумаки» по-братски распилили знакомые Корбана: владелец KSG Agro Сергей Касьянов и сын экс-генерала МВД Василий Астион.
Про участие Сергея Касьянова в рейдерском захвате «Чумаков» неоднократно писали СМИ. Аграрный барон «подставился» тем, что указал себя конечным бенефициаром ООО «СХП «Чумаки», предприятия, на которое рейдеры предлагают переоформить земельные паи «Чумаков».
Василий Астион и вовсе прогорел на банальном воровстве – среди бела дня рейдеры стали убирать арестованный урожай СЧП «Чумаки» и свозить его на элеватор «Синельниково-Агро», официально принадлежащий семейству Астион (http://gazeta.zn.ua/business/borba-s-leviafanom-istoriya-zahvata-chumakov-_.html). Кстати, интересная деталь: Василий Астион — зять известного днепропетровского авторитета Михаила Кошляка, бойцы охранной фирмы которого охраняли Днепропетровскую ОГА сразу после назначения Коломойского губернатором.
В общем, вместо благородного ПАО «АТО» вышел банальный ЗАО «Дерибан». Не смог сдержать слово «благородный» Наброк. Не устояли его подельники. Зато у днепропетровских олигархов патриотическая позиция. И сепаратистов они не финансируют. Но так ли это?
Война войной, а поставки по расписанию
Война застала украинский бизнес врасплох. Хуже всего обстоят дела в крупных холдингах, которые получали с оккупированных территорий сырье. Теперь любые экономические взаимоотношения с неподконтрольной территорией воспринимаются как финансирование сепаратизма. И даже раздача гуманитарной помощи мирному населению, по мнению ряда политиков, это тоже помощь террористам.
Правда же состоит в том, что любой украинский олигарх по сути поддерживает сепаратистов на Донбассе. В том, числе «самая патриотическая» группа «Приват». Доказательством сложат финансовые операции между предприятиями, расположенными в зоне АТО и компаниями Коломойского-Корбана.
Так, в 2014 году только «Запорожский завод ферросплавов» оплатил продукцию предприятий, расположенных на подконтрольной боевикам территории на сумму более 60 миллионов гривен.
В свою очередь «Никопольский завод ферросплавов» за год оплатил поставки с неподконтрольной территории на сумму около 400 миллионов гривен. Чем не поддержка сепаратистов?
При этом нужно учитывать, что большинство работающих предприятий на территориях ЛНР/ДНР делают отчисления в бюджеты «народных республик».
Т.е., с одной стороны адепты УКРОПа демонстрируют свою непримиримую позицию в вопросе Донбасса. Мол, никаких особых статусов и воюем до победного конца. С другой – тихо сотрудничают с самопровозглашенными властями, добывая средства для финансирования своих политических проектов.
Украинское объединение патриотов или Украинское объединение рейдеров?
Итак, УКРОП или УКОР? Что из себя представляет политическая сила, возглавляемая человеком, который не стесняется называть себя рейдером?
Ответ на этот вопрос могут дать те люди, которые действительно почувствовали на себе «эффективность» господина Корбана. Например, раненые на линии фронта добровольцы, которые так и не увидели на руках акций ПАО «АТО». Или крестьяне села Чумаки, которые после рейдерского захвата одноименной аргофирмы потеряли работу и не получили выплаты за земельные паи. Или сотрудрудники компании «Интерлизинвест», вынужденной объявить дефолт после рейдерского захвата в октябре 2014 года.
Кстати, саму операцию с присвоением названия «УКРОП» можно также назвать рейдерской. Ведь господин Корбан вряд ли спросил у украинских военных, прошедших через горнило Иловайского котла и Донецкого аэропорта о том, позволяют ли они ему использовать новый символ украинской стойкости в проекте, цель которого — банальный распил государства.
Олег Дмитриев, для ”ОРД”