СБУ ловит крупную рыбу: под кого зачищают от инвесторов Одесский и Николаевский порты?

11.08.2015 12:46 | 0 комментариев

На прошлой неделе СБУ заявила о начале уголовного расследования злоупотреблений в работе Одесского порта и частных операторов. Задействованы все крупнейшие работающие в Одессе стивидоры: «ГПК-Украина», «Бруклин-Киев», «Металзюкрейн», «Новолог», «Новотех-Терминал», «Трэксим», «Олимпекс Купе Интернешнл». Их суммарный грузооборот превышает 20 миллионов тонн, а денежный – 2 миллиарда гривен в год. Аналогичное расследование начато и в Николаевском порту.

Как пишет Forbes, правоохранители вытащили из-под сукна дело, начатое еще в  2011 году и закрытое в 2012-м. Одним из инициаторов пересмотра ситуации в двух портах стала спецкомиссия ВР по приватизации, которую возглавляет соратник бизнесмена Игоря Коломойского Борис Филатов. Теперь стивидоры гадают, причастны ли к нападкам на них люди Коломойского, которые некоторое время уже хозяйничают и управляют причалами в Ильичевском порту, или же винить стоит слишком активно взявшегося «наводить порядок» в портах губернатора Михеила Саакашвили.

 

СБУ разбушевалась

 

«Сотрудниками Центрального управления СБУ была проведена проверка предприятия ГП «Одесский морской порт» в рамках выполнения поручения президента Украины», – сообщила пресс-служба СБУ в пятницу 7 августа. В результате выявлены нарушения почти на 1 млрд гривен, говорят в службе. Начато уголовное производство и досудебное расследование в его рамках, в котором фигурируют «документированные факты злоупотреблений должностными лицами ГП «ОМТП», Мининфраструктуры Украины, Фонда госимущества и некоторых частных портовых операторов во время составления и реализации договоров аренды государственного имущества», – говорится в сообщении СБУ.

 

Претензии достаточно серьезные и состоят из двух основных частей. Основная суть первой – в том, что порт неправомерно предоставил частникам в аренду перевалочные мощности. В результате чего госпредприятие потеряло возможность оказывать полный спектр стивидорных услуг, уменьшая поступления в бюджет Украины. Неделей раньше СБУ также распространила информацию о том, что проводившая в порту проверку спецгруппа обнаружила функционирование каналов контрабанды через переданные в аренду объекты порта.

 

В письме к министру инфраструктуры Андрею Пивоварскому СБУ подчеркивает наличие фактов нерационального использования имущества в госпортах и просит дать разрешение на проверку финансово-экономической деятельности Одесского порта.

 

В Мининфраструктуры ситуацию в Одессе пока официально не комментируют. Один из высокопоставленных чиновников ведомства в неофициальном комментарии выразил уверенность, что «когда страна декларирует интеграцию в ЕС и приглашает международных инвесторов в порты, ставить под сомнение эффективность работы частных стивидоров несвоевременно». Директор порта Геннадий Жуков на звонки журналистов не отвечал.

 

В ФГИ заявили, что ведомство играет роль исполнителя, а выводы относительно договоров аренды визирует Министерство инфраструктуры. На сегодняшний день в Одесском МТП действуют 195 договоров аренды разного рода имущества, которые были заключены или перезаключены в 2012-2014 годы. Общая площадь переданного в аренду имущества составляет 588 299,34 кв. м.

 

Истоки конфликта

 

Чем вызвана внезапная активность СБУ? В связи с этим вопросом существует как минимум две сюжетные линии.

 

Первая уходит корнями к судебному делу, начатому еще в 2011 году. Тогда Мининфраструктуры возглавлял Борис Колесников, ключевые посты, связанные с портами, контролировали люди, лояльные к бизнесмену Ринату Ахметову. В Одесский порт была направлена комиссия КРУ, которая выявила нарушения на сумму около 1 млрд гривен за период проверки с 1 января 2009-го по 31 декабря 2010 года. Эти проверки тогда связывали с желанием власти отстранить от должности начальника порта Николая Павлюка.

 

Ревизия выявила массу компрометирующих его фактов, в том числе связанных с растратами при заключении договоров аренды с частными компаниями. Фигуранты списка арендаторов – те же, что и сегодня, сумма ущерба – та же.

 

Судебное дело было инициировано Одесским портом в том же 2011-м для обжалования актов КРУ, которые приписывали ему путем хозяйственных споров взыскать с частных операторов, работающих в порту, сумму ущерба, а также разорвать договоры аренды с ними. В октябре 2012-го Одесский окружной административный суд вынес решение в пользу порта. Казалось, дело, которое было одним из аргументов против Николая Павлюка, замяли за ненадобностью. «Абсурдность всех обвинений была доказана в суде. Цифры подняты со старых закрытых дел», – прокомментировал Павлюк обвинения СБУ.

 

Но по истечении почти трех лет после того, как это разбирательство было закрыто и забыто, суд по кассационной жалобе Госфининспекции в Одесской области его пересмотрел и постановил вернуть в первую инстанцию, а обжалованный ранее акт КРУ оставить в силе. Постановление было вынесено 27 мая этого года.

 

Вторая сюжетная линия связана с деятельностью спецкомиссии парламента по приватизации. Ее возглавляет нардеп Борис Филатов (занимал должность зама Игоря Коломойского в его бытность губернатором Днепропетровщины). Лишь парой недель позже, чем было вынесено дающее обратный ход «одесскому делу» постановление суда, в Одессе состоялось выездное заседание этой комиссии.

 

Одним из пунктов повестки дня значился вопрос об эффективности использования целостно-имущественных комплексов морских портов. «Речь шла о портах в целом, но не только – обсуждалась приватизация ОПЗ», – вспоминает замглавы комиссии Павел Унгурян.

 

По информации одного из присутствующих, руководство комиссии заявило о нецелесообразности договоров аренды в портах, вместо которых должны заключаться «признанные экспертами более эффективными» договоры концессии. «У комиссии была заготовка решения – признать неудовлетворительной работу ФГИ и Мининфраструктуры по передаче в аренду портовых мощностей», – поясняет источник.

 

Под кого готовят порты

 

Не вполне понятна позиция в этом конфликте губернатора Одесской области Михаила Саакашвили, назначение которого – 30 мая – тоже совпадает по времени с началом разбирательства между государством и операторами. С одной стороны, как писала ранее “Прокурорская правда”, Саакашвили прославился своей гневной речью в адрес местного прокурора и в защиту частного бизнеса. Которому, по словам губернатора, бесконечные придирки чиновников просто не дают дышать.

 

«Выходит, функциональная обязанность прокуратуры – пугать инвесторов. Так быть не должно! Это рэкет», – говорил губернатор. В числе жертв таких придирок была названа компания «Бруклин-Киев», которая подверглась проверкам прокуратуры.

 

Еще один громкий скандал, инициированный Саакашвили, связан с руководителем Ильичевского порта Юрием Круком. С подачи губернатора этот начальник был отстранен Министерством инфраструктуры. Крука называли в порту проводником интересов Игоря Коломойского.

 

В целом эту «войну с рэкетом», которую начал в портах Саакашвили, участники отрасли уже окрестили «войной с Коломойским». В Ильчевском порту Саакашвили обвинил менеджмент в передаче двух причалов в аренду компании, которая принадлежала бизнесу семьи Круков. А также компанию «Миллениум 2003», якобы входящую в сферу влияния Коломойского, в том, что она монополизировала растаможку грузов в нескольких портах.

 

В Одессе к орбите группы Коломойского и его партнеров относят нефтеперевалочные компании «Синтез-Ойл», «Одессанефтепродукт», «Эксимнефтепродукт». По словам директора ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонида Косянчука, эти компании используются в том числе для фиктивного транзита, другими словами – контрабанды в Украину нефтепродуктов.

 

Воинственный настрой губернатора вполне вписывался бы в затеянные СБУ проверки. Тем более, что они одобрены и президентом Петром Порошенко, который выражает поддержку действиям губернатора. Только если бы претензии СБУ не касались всех компаний без разбору. Потому что если критерий выбора и был – затронутыми оказались наиболее крупные и стабильные операторы, работающие в порту уже много лет.

 

Сами компании уверяют в надуманности аргументов против них и предупреждают об опасности разбирательства для имиджа страны и отрасли в контексте грядущей приватизации и пишут на этот счет письма — в адрес руководства СБУ, Федерации работодателей транспорта и Саакашвили…

 

Также компании констатируют, что аренда осталась едва ли не единственным разрешенным в правовом поле механизмом сотрудничества государства и бизнеса в портовой отрасли. Они приводят сумму инвестиций, которую за время своей деятельности в порту вложили в его развитие – не менее полмиллиарда долларов. Под письмами стоят подписи руководителей «ГПК-Украина», «Бруклин-Киев», «Металзюкрейн», «Новолог», «Новотех-Терминал», «Трэксим», «Олимпекс Купе Интернешнл», «Порто-Сан».

 

«Не по вине частных операторов аренда действительно остается единственным механизмом, который позволяет им работать в портах. Совместную деятельность ранее признали неэффективной, а механизм концессии до сих пор не отработан до конца. Для инвестора он невыгоден, не говоря уже о бюрократии», – подчеркивает управляющий партнер юридической компании «АНК» Александр Кифак.

 

В неофициальных комментариях участники рынка (среди них компании – объекты нападок) склоняются к мысли, что кто бы ни был инициатором проверок, их следует рассматривать в плоскости конфликта губернатора Саакашвили и экс-губернатора Днепропетровщины Коломойского. Также они не исключают, что в контексте жестких требований МВФ и западных партнеров Украины по проведению успешной приватизации в портах власти взялись за «расчистку» поля под такую приватизацию.

 

Однако при этом попасть под жернова этой расчистки могут не только местные компании, аффилированные с офшорным бизнесом, завязанным на локальных олигархов. Но и крупные операторы – партнеры американского и европейского бизнеса. К примеру, «ГПК-Украина» – «дочка» немецкой Hamburg Port Consulting Gmbh. «Бруклин-Киев» имеет в инвесторах глобального трейдера Louis Dreyfus Commodities. Компания «Новолог» входит в австрийскую корпорацию VA Intertrading.

 

«Идет передел рынка в преддверии приватизации портов. Претензии не обоснованы, так как законом о портах аренда разрешена», – уверен нардеп Борис Козырь, замглавы транспортного комитета парламента. Ему приписывают владение долей в николаевской компании «Эвери», которая оперирует терминалом в Николаевском порту и также оказалась в зоне риска. Сам Козырь свою причастность к компании отрицает.

 

 

“Прокурорская правда”


 

В тему:

 

Борис Козырь взял себе в помощники скандального экс-губернатора

02 февраля 2015 г., 18:20:00

Комментарии: 0

 

26522Одним из помощников депутата Верховной Рады Украины, избранного по Николаевскому мажоритарному округу, Бориса Козыря является одиозный экс-губернатор Николаевщины Геннадий Николенко, против которого правоохранители открыли уголовное производство за разжигание межнациональной вражды.

 

Об этом говорится в блоге Ольги Коваленко на «Преступности.НЕТ».

 

Напомним, что народные депутаты от БПП, представляющие в Раде интересы Николаевщины, опубликовали списки своих помощников. Нардеп Козырь указал 24 помощника, а Давид Макарьян — 22. У Аркадия Корнацкого 12 помощников. Другие нардепы-николаевцы указали значительно меньшее количество своих помощников. У Александра Жолобецкого их пять, шестеро у Андрея Вадатурского, а у Александра Ливика — 4.

 

Так среди 24 помощников Козыря значится одиозный бывший председатель Николаевской ОГА Геннадий Николенко, известный тем, что весной 2014 использовал в своих выступлениях риторику Кремля, запугивая горожан мистическими бандеровцами, мнимым захватом админзданий.

 

Как известно, на данный момент по уголовному производству, открытому по факту разжигания межнациональной розни экс-губернатора Николаевской области Николенко, милиция проводит филологическую экспертизу, после чего намерена передать дело в суд.

 

Кроме того, Козырь позвал к себе в помощники экс-депутата-«тушку» Андрея Мышкина, которого в апреле лишили депутатского мандата. Он известен, как человек, который прошел в городской совет по спискам «Фронта Змін», но в последующем согласился работать с Партией регионов и возглавил николаевский филиал «Укрпочты», но коллектив забил тревогу, заявив, что предприятие умирает, а «маменькин сынок» директор раздувает штат из своих друзей.

 

Борис Козырь в помощники взял своего отца — Юрия. Помогать Козырю взялся также Сергей Присяжнюк — гендиректор группы компаний «Орексим». Отметим, что «Орексим» часто принимает участие в тендерах Администрации морских портов Украины, зам председателя которой является сам Борис Козырь. В «Орексим» входит морской терминал «Эвери», советником директора которого является отец нардепа Юрий Козырь.

 

Среди его помощников значится «регионал» из Запорожья Дмитрий Швец, который с 2000 года занимает должность гендиректора ОАО «Запорожский завод металлических конструкций», контролирует ООО «Запорожье-медиа», а с октября 2002 года по июль 2003 года занимал должность первого зама председателя Госкомитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики.

 

Кроме того, в списке указаны: экс-руководитель департамента государственной политики в сфере морского и речного транспорта Мининфраструктуры Владимир Севрюков; бывший помощник экс-губернатора Алексея Гаркуши Олег Брижатый; бывший вице-губернатор Николаевщины, зам директора ООО «Эко Ойл» Николай Балакирев; социалист Михаил Димитров, который дважды занимал пост начальника Управления культуры при Николаевской ОГА.

 

 

Политрада